Катодно-протекторная защита от коррозии кузова автомобиля ЭЛКОР+

  • Уменьшает скорость коррозии на 300-500%.
  • Исключает, или минимизирует воздействие на кузов антигололёдных реагентов.
  • Обеспечивает защиту при любом методе хранения автомобиля.
  • Устраняет предпосылки появления коррозии после кузовного ремонта.
  • Защищает скрытые и труднодоступные места кузова, свежеполученные повреждения лакокрасочного покрытия.
  • Производит локализацию и частичное восстановление появившихся очагов поверхностной коррозии.
  • Увеличивает ресурс кузова автомобиля в несколько раз.

 

Механизм коррозии корпуса автомобиля.
Прежде чем пытаться защититься от коррозии, необходимо ответить на вопрос о том, что такое коррозия металла. В быту коррозией называют появление ржавчины на поверхности металла. Из курса физики известно, что проводники характеризуются способностью отдавать электроны во внешнюю среду. Наглядно можно представить, что каждый проводник окружен облаком из электронов, которые под воздействием тепловой энергии вылетают из своих орбит, а затем, если им ничто не мешает, под действием электрических сил возвращаются в проводник. Если металл поместить в электролит, то положительные ионы металла (т.е. те атомы металла, электроны которых находятся во внешней среде) начнут переходить в электролит. В результате этого металл приобретает некоторый потенциал, который может быть измерен. Наибольший интерес представляет процесс коррозии железа в электролите при наличии менее активного металла. В этом случае железо как более активный металл является анодом, а менее активный — катодом. В гальванической паре всегда корродирует более активный металл — анод.
Коррозия анода сопровождается двумя видами реакций — окислительной на аноде и восстановительной на катоде. Таким образом, железо в сочетании с водой и менее активным металлом переходит в гидроокись железа, которая в обиходе называется ржавчиной.
Наличие в воде дополнительной соли приводит к повышению проводимости электролита и, как следствие, к увеличению окисления анода. При этом дополнительно образуются хлорное железо и раствор соляной кислоты. Вот такие условия предоставляют автолюбителям каждую зиму наши дорожники. Впрочем, кислотные дожди, которые выпадают с осадками, также не способствуют долголетию автомобиля. Важной характеристикой коррозии является скорость коррозии, которая определяется как глубина проникновения коррозии за единицу времени. Для железа наиболее характерным является значение скорости коррозии в пределах 0,05-0,02 мм в год. Из приведенных значений скорости коррозии следует, что при нарушении лакокрасочного покрытия за 5 лет эксплуатации автомобиля толщина металла может уменьшиться на 0,25-1,00 мм, т.е., по сути дела, если не предусмотреть специальных мер защиты металл проржавеет, что называется, насквозь.
Описанный механизм коррозии указывает также на основные пути борьбы с этим явлением. Изолировать металл от электролита с помощью покрытия или превратить корпус автомобиля из анода в катод. Первый способ известен всем автолюбителям и широко используется на практике, однако он не прекращает коррозии как таковой, а только защищает металл от ржавления. При нарушении лакокрасочного покрытия коррозия начинает разъедать металл, а само нанесение покрытия сопряжено с большими временными и материальными затратами. Вместе с тем, не отрицая важности регулярного восстановления лакокрасочного покрытия, обращаем внимание на принципиально иной метод защиты корпуса автомобиля от коррозии, а именно, полное прекращение самого процесса коррозии путем изменения потенциала корпуса автомобиля с помощью устройства катодно-протекторной защиты «ЭЛКОР+». Катодно-протекторная защита основана на том, что скорость коррозии пропорциональна активности металлов, образующих гальваническую пару. Устройство «ЭЛКОР+» изменяет потенциал кузова автомобиля относительно внешней среды. Корпус автомобиля становится катодом и не корродирует вообще (по крайней мере, скорость коррозии уменьшается в сотни раз).

Зачем применять устройство, если автомобиль храниться в гараже?
На первый взгляд, наилучшие условия для длительного хранения автомобиля создаются в гараже, поскольку гараж предохраняет автомобиль от внешних осадков. Однако многочисленные исследования показали, что это справедливо только при малой влажности воздуха. В условиях большой влажности (в наших условиях этот период включает в себя осень, зиму и особенно весну, т. е. почти 9 месяцев) скорость коррозии металла в обычном гараже с бетонным полом, смотровой ямой и железными гаражными воротами составляет 1 мм/год, что в 20 раз выше скорости коррозии на открытом воздухе. Причина этого явления состоит в том, что металлические и бетонные поверхности гаража являются примером дополнительного катода, который и увеличивает скорость коррозии. Наличие столь большого по площади дополнительного катода вызывает коррозию как изнутри, так и снаружи всего корпуса. При этом в большей степени страдают детали кузова, которые находятся в более влажных нижних слоях атмосферы: пол, днище, диски колес, трансмиссия. Устройство «ЭЛКОР+» полностью снимает предпосылки для возникновения очагов коррозии, т.к. в данном случае превращает кузовов автомобиля из разрушающегося анода в восстанавливающийся катод.

Зачем применять устройство, если кузов автомобиля «оцинкованный»?
Покрытие цинком осуществляется на заводах — изготовителях методом электролиза. Толщина цинка в данном случае не превышает 100 микрон, и наносится только на 20-30 % площади кузова, как правило, на наиболее уязвимые места. Принцип действия покрытия цинком является 100% аналогом принципу действия устройства «ЭЛКОР+». Продолжительность действия заводского покрытия цинком как раз хватает на срок действия заводской гарантии от сквозной коррозии, которая составляет, как правило, 5 лет. После 5 лет эксплуатации автомобиль в странах Западной Европы либо утилизируется, либо продаётся в страны Восточной Европы, основная масса которых попадает в СНГ. После нескольких лет эксплуатации в наших условиях даже относительно новый автомобиль начинает сильно ржаветь, из-за этого резко теряя в цене, и требуя серьёзных финансовых инвестиций со стороны автовладельца. Применение устройства «ЭЛКОР+» значительно увеличит срок службы кузова и сэкономит деньги на его восстановление.

Спасет ли оцинковка?
Коррозия металлических деталей — одна из основных бед современных автомобилей, особенно эксплуатируемых в крупных городах. Именно поэтому слоган «оцинкованный кузов» в рекламе той или иной модели воспринимается нами как несомненное преимущество. Однако не всегда автопроизводители бывают честны.
Начнем с того, что оцинкованными могут быть лишь некоторые детали кузова, причем иногда и не полностью. Это относится в первую очередь к бюджетным автомобилям, себестоимость которых при нынешней конкуренции стараются снизить любыми способами, а также к машинам, выпущенными в конце прошлого века. Как правило, в таких случаях цинкуют днище, пороги, низ дверей и крыльев. И действительно, ржавчина на этих традиционно слабых местах не появляется в течение пяти лет и дольше. А вот не замеченный вовремя скол до металла на капоте или верхней части крыла моментально превращается в рыжую точку, разрастающуюся год от года. Кроме того, различные технологии оцинкования имеют разную эффективность. Лучше всего противостоит коррозии сталь, оцинкованная горячим или гальваническим способом. В первом случае слой цинка наносят еще на стадии проката основного металла, во втором получают путем осаждения на поверхности под воздействием электрических токов. Своеобразным показателем «честности» оцинковки можно считать гарантию на кузов. Правда, необходимо помнить, что чаще всего речь идет о гарантии от сквозной коррозии. Кстати, оцинковка вовсе не освобождает автовладельца от необходимости проводить дополнительную антикоррозионную обработку. Стоит напомнить, что заветный слой «нержавеющего» металла может быть нанесен производителем только на одну сторону кузовной детали (как правило, наружную). Скрытые полости при этом остаются легко уязвимы.
Еще на один момент стоит обратить внимание покупателям подержанных машин с оцинкованными кузовами. Если на одном или нескольких его элементах наблюдается большое количество очагов коррозии, скорее всего автомобиль побывал в руках жестянщиков. В таких случаях единственным методом защиты кузова от коррозии является способ катодно-протекторной защиты устройством «ЭЛКОР+».

Каков механизм коррозии корпуса автомобиля на открытой стоянке?
На открытой стоянке на автомобиль постоянно воздействуют находящаяся в воздухе влага и атмосферные осадки. В условиях высокой и средней влажности при изменении температуры воздуха (например, вечером или ранним утром) атмосферная влага конденсируется по всей поверхности автомобиля как снаружи, так и внутри салона. Наибольшее ее скопление наблюдается на скрытых полостях (порогах, лонжеронах, стойках, на внутренней поверхности дверей, потолка под декоративной обшивкой). В результате именно эти, как правило, труднодоступные части кузова автомобиля более других страдают от коррозии. Следует заметить, что в данном случае возможно накопление влаги в салоне автомобиля. Таким образом, при хранении автомобиля на открытой стоянке в максимальной степени подвержены коррозии внутренние поверхности его кузова. Внешние поверхности корродируют лишь, когда нарушено лакокрасочное покрытие. Практически единственным методом защиты от коррозии скрытых полостей является катодно-протекторная защита устройством «ЭЛКОР+», так как она предотвращает воздействие внешних факторов на металл. Катодно-протекторная защита в данном случае не только полностью предотвратит коррозию, но и в определенной степени частично восстановит уже начавший ржаветь металл.

Если всё так хорошо, то где ещё катодно-протекторная защита от коррозии находит применение?
Катодно-протекторная защита стала обязательной при защите трубопроводов, на кораблях, морских и прибрежных сооружениях. Кроме того, во многих странах, климат которых очень схож с нашим, установками катодно-протекторной защиты оборудуются гаражи стационарно уже на уровне разработки проекта, что говорит о признании высокой эффективности данного метода.

Валерий Николаевич, автомобиль «Опель -Омега-А», тел. 8-029-792-22-12, 8-0162-45-63-60
«Что тут говорить, Опель есть Опель. Машина хорошая — двигатель шепчет, ход мягкий. Вот только досаждает ржавчина. Ржавчина есть везде. Легче назвать места, где её нету. Приобрёл ЭЛКОР+ вместе с протекторами. Установку протекторов отложил до лучших времён, а вот сам прибор включил. Включаю и днём, и ночью, короче, как получается. И естественно, жду обещанного эффекта. Прошло всего две недели после начала эксплуатации. Увидел следующее: ржавчина моя на глазах превратилась из рыжего цвета в черный, новой нигде не появилось. И это уже достижение! Но вот описанного эффекта отваливания ржавчины кусками не наблюдал. Я тогда взял отвёртку и немного эту ржавчину отколупнул. Коррозия легко стала отходить от подложки, под ней оставался чистый металл цвета воронёной стали. Машину собираюсь менять, поэтому протекторы установлю уже на новый автомобиль. Кого заинтересовала данная информация, звоните, приезжайте, продемонстрирую действие ЭЛКОРА на собственном автомобиле»
Павел Павлович, автомобиль «РЕНО-19», тел. 8-029-355-54-56, 8-017-231-62-95
«Установил «ЭЛКОР+» вместе с протекторами на свою машину недавно. Протекторы оказались удобной формы с продуманным до конца креплением, поэтому проблем с установкой не возникло. Машина у меня была не ржавой, только в пару местах образовались небольшие очаги коррозии. Прошёл месяц. Машину решил помыть. Протёр места ржавчины, и, о чудо, она легко удалилась обычной тряпкой. Нормально. Переживу зиму, потом сделаю мелкий косметический ремонт, и на этом мои инвестиции в кузов закончатся»
Евгений Викторович, микроавтобус VW-LT45, Тел. 8-029-652-34-74
«Рискнул приобрести «ЭЛКОР+» по следующим причинам. Бус у меня достаточно большой, а поэтому затратный в плане содержания, вдобавок сделали кузовной ремонт некачественно — краску нанесли прямо на ржавчину, без какой-либо предварительной подготовки. Дело в долгий ящик не откладывал, стал включать катодную защиту. После достаточно продолжительного времени на самых уязвимых местах ржавчина всё-таки стала проявляться, хоть и в очень незначительных количествах. Но вот что интересно — когда я снял аккумулятор на пару суток (был необходим мелкий ремонт), то уже через сутки ржавчина стала прогрессировать со скоростью, заметной для глаза. Так что упредительный эффект налицо. Моё мнение такое: для больших автомобилей, таких как мой бус, для усиления эффекта необходимо устанавливать протекторы»
Сергей, микроавтобус «ФОРД», тел. 8-029-643-94-54.
«После года эксплуатации в наших условиях мой автомобиль начал сильно ржаветь. Ржавчина стала проявляться через лакокрасочное покрытие практически на всей поверхности кузова. Особенно страдали края дверей, пороги, а также места сколов краски. По самым скромным подсчетам, финансовые вложения в восстановление кузова составили бы 300 долларов плюс упущенная выгода от вынужденного простоя. Решил приобрести «ЭЛКОР+». При этом поверхность стоянки исполняла роль анода. Прошел месяц. Придя в очередной раз на стоянку, я был поражен внешним видом автомобиля; ржавчина буквально отваливалась от металла. Достаточно было лёгкой протирки, чтобы проявился абсолютно чистый металл».
Николай Михайлович, автомобиль «Опель-Омега-В», тел. 8-029-756-06-80.
«Работой устройства «ЭЛКОР+» очень доволен. И вот почему. Автомобиль у меня по нашим меркам достаточно молодой, а поэтому дорогой. Пригнали мне его из Европы из одного северного ее региона. На верхней кромке двери сразу полезла ржавчина. Что только мне там не делали: и грунтовали, и красили, и замазывали, а ржавчина как распространялась, так и распространяется. Приобрёл и включил «ЭЛКОР+». Наблюдения следующие: через две недели ржавчина со следами неудачного ремонта отвалилась до чистого металла. На проблемном месте восстановил лакокрасочное покрытие и … всё. Больше ничего не делаю. Эксплуатирую «ЭЛКОР+» около года. С тех пор никаких проблем. Автомобиль храню в стандартном сыром гараже — бетонный пол, железные ворота, яма на весь гараж. Готов продемонстрировать работу «ЭЛКОРа» на собственном автомобиле».
Дмитрий Иванович, коммерческий директор фирмы «Мэджик-Бел», автомобиль БМВ, тел. 8-017-286-70-10, 8-029-776-38-62
«Приобрёл свой БМВ несколько месяцев назад. До этого устройство «ЭЛКОР+» применялось всю зиму на автомобиле моей жены, ФОРД-Ка. Но после покупки своего автомобиля уже этот «ЭЛКОР+» установил на БМВ. И вот какие наблюдения: мой БМВ остался в первозданном виде, но начал усиленно корродировать автомобиль ФОРД-Ка. И это естественно, ведь ФОРД перестал защищаться «ЭЛКОРом». Вывод напрашивается сам собой: необходимо устанавливать второй прибор, так как его стоимость просто несоизмеримо мала по сравнению со стоимостью кузовного ремонта, на который, возможно, мне пришлось бы потратиться по истечению некоторого времени. Если кого-то заинтересовала эта информация, звоните, я готов продемонстрировать прибор и его характеристики»
Олег, автомобиль ВАЗ, г. Минск, тел. 8-029-668-65-24.
«Решение приобрести «ЭЛКОР+» созрело у меня весной 2006 года, когда закончилась зима. Посмотрел я на свой Жигуль и понял: ещё чуть-чуть, и придётся мне расстаться со своим железным другом, на котором езжу каждый день, и никогда меня не подводил. Но вот ржавчина… Если честно, сначала не поверил в эффективность прибора. Настораживала простота в использовании и какие-то обещанные дикие цифры эффективности(490% снижение скорости коррозии, увеличение остаточного ресурса кузова в 3-5 раз и т. д.). Всё это было очень похоже на обычный развод. Но опять же — ржавчина… Прошло три месяца как использую «ЭЛКОР+». Наблюдения следующие. Вся ржавчина с лежащими на ней остатками краски отвалилась, т.е. стало возможным стереть это дело обычной сухой тряпкой, а там остался чистый металл. Вот и не верь после этого рекламе! Храню автомобиль на улице. ЗВОНИТЕ, продемонстрирую эффективность «ЭЛКОРа» на своём автомобиле»

Юра, автомобиль «ФОРД-ЭКСКОРТ», тел. 8-029-400-60-68.
«После покупки автомобиля из Германии в одном месте из-за механического повреждения лакокрасочного покрытия стала резко прогрессировать ржавчина. Дело не откладывал в долгий ящик и приобрел «ЭЛКОР+». Подключил устройство согласно инструкции. Через месяц коррозии не стало. В других местах ржавчина не проявляется, хотя эксплуатирую автомобиль почти каждый день»
Михаил Михайлович, автомобиль ВАЗ-2104, 1998 года, тел. 8-029-275-48-91, 8-01795-28-209
«У нас в городе, в Слуцке, ввиду географической близости от Солигорска, соли на дороги не жалеют. Как результат, моя «четвёрка» стала ржаветь. «Жуки» появлялись то там, то тут, каждый день разрастались в своих размерах, приводя меня в тихий ужас от предстоящих расходах на кузовной ремонт, тем более что эксплуатирую автомобиль каждый день, а храню на открытой стоянке. Приобрёл «ЭЛКОР+», эксплуатирую уже полгода. Наблюдения такие: ржавчина отвалилась, т.е. стала рыхлой — можно стереть тряпкой. Новой не появляется. Для чистоты эксперимента провёл следующие манипуляции: специально стёр краску на кузове автомобиля до чистого металла (это был лючок заправочной горловины) на участке площадью 5х2 см. Отъездил зиму. Чистый металл как был чистым, так им и остался, никаких даже намёков на ржавчину не появилось. Вот так!!!
Вадим Александрович, автомобиль Сеат, 1996 г.в., тел 8-029-246-31-45
«ЭЛКОР+» совместно с протекторами начал применять зимой. Прошло полгода. Наблюдения следующие. Автомобиль не новый, коррозийной стойкостью не отличается. Но после месяца применения прибора осмотрел днище: на глушителе, который до этого сильно поржавел и держался на честном слове, вся коррозия отвалилась. Глушитель всё-таки переварил и установил на место. Через полгода осмотрел снова — никаких намёков на ржавчину, даже на сварных швах, не обнаружено. На кузове было пару небольших ржавых пятнышек. Ржавчина на них свернулась капельками и отвалилась. Очаг заблокировался, другого ничего не появилось. Работой прибора доволен. Просто и надёжно. А главное — эффективно»
Алексей Анатольевич, автомобиль «ФОРД-СИЕРРА», тел. 8-029-661-64-27
«На нижней кромке водительской двери, из-за механического скола покрытия, начала резко проявляться ржавчина. Приобрел «ЭЛКОР+». Подключаю устройство каждый день. С удивлением обнаружил, что ржавчина начала исчезать, на этом месте остался абсолютно чистый металл. Также стала исчезать ржавчина и с колёсных дисков. Работой устройством очень доволен.»
Максим, микроавтобус «ФОРД-ТРАНЗИТ», тел. 8-029-641-40-60, развозной транспорт одной из минских фирм
«Нашему бусу мы сделали кузовной ремонт весной два года назад, отдав немалые деньги, которые исчислялись трёхзначной цифрой, в у.е., конечно. Через пару месяцев наш бус «заплакал»- ражие «слёзы»-продукты коррозии буквально начали заливать бока нашего автомобиля. Ржавчина пёрла со всех щелей, особенно страдали места шпаклёвки и сварки. От отчаяния приобрели «ЭЛКОР+», хотя мы ничем не рисковали — цена «ЭЛКОРа» была просто смехотворна по сравнению с ценой кузовного ремонта. Через неделю мы увидели прекращение процесса коррозии нашего авто — перестал плакать. Достаточно долго продолжали эксплуатировать без всяких проблем наш микроавтобус»
Александр Иванович, автомобиль «ОПЕЛЬ-Омега-А», тел. 8-029-117-63-60.
«ЭЛКОР+» эксплуатирую уже год. Приобрел «ЭЛКОР+» из-за того, что увидел, как по всей поверхности пошла ржавчина. Автомобиль храню в сыром гараже. Эффект увидел уже через неделю. Но вот что характерно: автомобиль ко всему прочему перестал «троить», стал заводиться без проблем, вся электроника стала на место, исчезли окислы контактов на соединительных клеммах. Сейчас рекомендую всем своим друзьям. Как мне кажется, «ЭЛКОР+» есть выход для владельцев автомобилей «утопленников»».
Андрей, автомобиль ВАЗ-2104, тел. 8-029-271-07-90
«Про «ЭЛКОР+» прочитал в местной газете. Цена меня устраивала, вот только очень сомневался в эффективности. Позвонил, встретились с разработчиком. По утверждению разработчика «ЭЛКОРа», полный останов коррозии. По протоколу испытаний- 490%. Но бумага есть бумага, а вот как в жизни? Использую «ЭЛКОР+» вот уже около года. Первый эффект увидел под капотом: ржавчина стала рыхлой, буквально отваливалась от основного металла. На кузове в основном досаждали коррозией места стыков деталей. После использования «ЭЛКОРа» ржавчина перестала распространяться вглубь и вширь, хотя на месте стыков деталей кузова небольшая коррозия всё-таки появлялась. Моё мнение такое: «ЭЛКОР+» это не панацея, но свои функции выполняет на все 100! Рекомендую всем!»

Катодная защита является типичным методом электрохимической защиты металла от коррозии. Защитный эффект достигается при катодной поляризации защищаемого металла от внешнего источника постоянного тока до потенциала определенной величины. Для осуществления катодного сдвига потенциала в поляризующую цепь включается дополнительный электрод, служащий анодом. Катодная защита эффективна только в том случае, если коррозионная среда обладает достаточно высокой электропроводимостью. Внешний ток прилагают к корродирующему металлу, на поверхности которого действуют локальные элементы. Ток течет от вспомогательного анода (металлического или неметаллического проводника) к катодным и анодным участкам коррозионных элементов и возвращается в источник тока В. Как только поляризация катодных участков внешним током достигает потенциала анода, на всей поверхности металла устанавливается одинаковый потенциал и локальный ток больше не протекает. Таким образом, пока к металлу приложен внешний ток, он не может корродировать.
Плотность тока распределяется по поверхности защищаемого металла неравномерно из-за эффекта рассеивающей способности, известного из курса прикладной электрохимии. Поэтому оптимальный катодный ток защиты всегда выше теоретически рассчитанного. Завышение оптимального защитного тока приведет к тому, что на некоторых участках металла, наиболее близко расположенных к анодам, будет наблюдаться слишком высокий катодный потенциал. Такое явление называется перезащитой и сопровождается достаточно энергичным катодным образованием водорода. Небольшая перезащита неопасна, она вызывает лишь дополнительный расход электроэнергии и анодного материала. При значительной перезащите водорода выделяется так много, что появляется опасность наводораживания поверхности металла, разрушения изолирующего покрытия и других нежелательных эффектов.
Величина напряжения, подаваемого в электрическую цепь катодной защиты, не влияет на защитный эффект. Она определяется величиной защитного тока, а также сопротивлением цепи, которое при подземной коррозии может быть весьма высоким, а в случае морской коррозии — незначительным.
В качестве анодов применяют чугун, сталь, графит, свинец, легированный серебром (1-2%), и даже платину, чаще в виде платинотитанового электрода. Выбор материала определяется коррозионной средой, требованиями к условиям эксплуатации (минимальный срок службы без замены анодов) и другими обстоятельствами. Если чугун, будучи самым дешевым материалом, требует регулярного обновления из-за ощутимого анодного растворения (его расход до 9 кг/а∙год), то платина имеет практически неограниченный срок службы и допускает очень высокую анодную плотность тока — до 100 А/дм².
На практике катодную защиту применяют для борьбы с коррозией стали, меди, свинца, алюминия в грунте и особенно в разнообразных жидких средах — от пресной воды до расплавленной соли. Широко используется катодная защита в условиях морской коррозии. Применяют и автономные системы, монтируемые на судах, и стационарные береговые системы по защите портовых сооружений и судов, стоящих на рейде.
Важными достоинствами катодной защиты являются высокая надежность, долговечность, высокий уровень рентабельности. Важно отметить косвенный экономический эффект этого метода: надежность системы защиты подземных магистральных трубопроводов позволяет проводить транспортировку нефти и газа при повышенном давлении, допускает снижение толщины стенок труб. Недостатками метода следует считать относительную сложность аппаратурного оформления в случаях, когда режим работы поддерживается автоматически, а также потребность в автономном или ином источнике постоянного тока.
Протекторная защита по принципу действия является вариантом катодной защиты. Отличие по существу заключается в ином источнике катодной поляризации защищаемого металла. Протектор, соединенный накоротко с защищаемой конструкцией, создает коротко замкнутый гальванический элемент, который и является источником постоянного тока. Защищаемый металл становится катодом, а металл протектора — растворимым анодом.
Протекторы изготовляются чаще всего из сплавов цинка, магния, алюминия — металлов, достаточно недорогих и обладающих по сравнению с остальными техническими металлами заметно более электроотрицательным равновесным потенциалом. Впрочем, алюминий имеет ограниченное применение из-за склонности к пассивации, которая снижает коэффициент использования металла. Для защиты меди может применяться протектор из железа.
Расход материала протектора при его анодном растворении всегда выше количества, отвечающего закону Фарадея. Это несоответствие частично вызвано пассивацией протектора, частично — нарушением электрического контакта между отдельными его частями из-за неравномерности растворения к концу срока службы. Для магния большую роль играет и собственная коррозия, приводящая к значительной потере металла.
Другой важной характеристикой протекторной защиты является коэффициент полезного расхода массы протектора kпр. При работе протектора происходит ослабление связей между блоками кристаллитов и протектор осыпается. Осыпавшаяся масса протектора не дает электрического тока на защиту и расходуется бесполезно. Коэффициент полезного расхода массы протектора рассчитывают по формуле   formula

где m1 — теоретический расход массы протектора, рассчитанный по закону Фарадея, кг; m2 — практический расход массы протектора, кг; I — электрический ток в цепи протектор — защищаемая конструкция, А; t — время работы протектора, ч; Спр — электрохимический эквивалент металла протектора, кг/А∙‪ ч.
В условиях подземной коррозии коэффициент полезного использования магниевого протектора может достигать 60%,. алюминиевого — порядка 20-50% и цинкового — ориентировочно до 80%; в условиях морской коррозии степень использования протекторов, как правило, выше, за исключением магниевого, а срок службы ниже.
Равномерность анодного растворения протектора в системе защиты от подземной коррозии обеспечивается погружением его в слой наполнителя (или засыпки). Наполнитель представляет собой смесь, содержащую гипс, глину, сульфат натрия и другие соли, и обладает повышенной по сравнению с окружающим грунтом проводимостью. Заметим, что наполнитель применяется и в системах катодной защиты.
Радиус действия протектора определяется электропроводностью коррозионной среды. Например, радиус действия цинкового протектора в дистиллированной воде составляет 1 см, в 0,03% -ном растворе хлорида натрия — 15 см и в морской воде- 400 см. Обычно соотношение поверхностей протектора и защищаемого металла находится в пределах от 1:200 до 1:1000.
В современной практике признано наиболее целесообразным комбинировать протекторную (так же как и катодную) защиту с защитными покрытиями. Сказанное относится не только к морской, но и к подземной коррозии. Защитный эффект комбинированной защиты необычайно высок. Если непокрытый стальной трубопровод, уложенный в грунт, требует установления магниевых протекторов через каждые 30 м, то изолированный трубопровод защищается одним таким же протектором на протяжении 8 км.
Зона защитного действия магниевого протектора в случае морской коррозии составляет меньше 1 м для неокрашенного корпуса судна и возрастает до 10 м после нанесения на корпус лакокрасочного покрытия. То, что радиус действия протектора в условиях морской коррозии значительно ниже, чем при подземной коррозии, не должно удивлять: морская вода, да еще при непрерывном перемешивании гораздо агрессивнее влажного грунта.
Преимущества протекторной защиты заключаются в необычайной простоте, достаточной эффективности, высоком уровне рентабельности. В некоторых областях применения протекторы являются незаменимыми, например, при защите от морской коррозии судов нефтеналивного флота. Недостатками протекторной защиты являются некоторая нестабильность защитного тока в процессе эксплуатации (за счет частичной пассивации протектора), относительно малый срок службы протекторов, а также меньшая по сравнению с катодной эффективность защиты. В некоторых случаях протекторы неприменимы по конструктивным соображениям, например для защиты ледокольных судов.


Катодно-протекторная защита от коррозии кузова автомобиля