Инновационные технологии Д. Вашинко

Довнар Л. А., к.и.н.
Белорусский национальный технический университет.

Научно — технический прогресс всегда осуществлялся благодаря интеллектуальной деятельности талантливых личностей. Случалось и так, что результаты технического творчества выходили за рамки законов физики, установленных теоретиками. Это приводило к изменению научной картины мира, разумеется, при достаточном накоплении эмпирических данных. Деятельность белорусского инженера из г. Молодечно Д. Вашинко – тому подтверждение. Эффективность его инновационных технологий кажется невероятной, но она подтверждена многократными лабораторными испытаниями. В данной статье будут даны краткие описания и прикладное значение изобретений Д. Вашинко. Источниками информации для данной статьи послужили интервью с Д. Вашинко и материалы лабораторных испытаний его изобретений в БНТУ.

Свое предназначение Д. Вашинко осознал еще в шестилетнем возрасте, когда с помощью отцовского паяльника собрал из подручных комплектующих свой первый радиоприемник. Впечатление от того, что «устройство заработало» осталось с ним на всю жизнь и вдохновило на выбор профессии. Д. Вашинко поступил на автотракторный факультет БГПА где профессор Сидоров В. Г., преподававший теорию электропривода, заметил способного студента и постарался заинтересовать его вопросом совершенствования электрооборудования транспортных средств. Получив специальность «инженер-электрик», Д. Вашинко работал немецкой фирме Клекнер ГмбХ, в лаборатории контроля качества защитных покрытий. Там он смог создать надежную и дешевую защиту от одной из самых серьезных опасностей для автомобиля – коррозии. Классические методики антикоррозийной защиты развивались по двум направлениям: создание специальных даков и эмульсий, которыми нужно регулярно обрабатывать металлические конструкции либо путем изначального добавления в металл антикоррозийных лигатурных компонентов. Первый способ был ненадежен, а второй слишком дорог. Новая идея пришла к Вашинко Д. после всестороннего изучения физических причин коррозии железа в электролите при наличии менее активного металла. В этом случае железо как более активный металл является анодом, а менее активный — катодом. В гальванической паре всегда коррозирует более активный металл — анод. Таким образом, железо в сочетании с водой и менее активным металлом переходит в гидроокись железа, которая в обиходе называется ржавчиной. Вашинко Д. придумал прибор, изменяющий потенциал кузова автомобиля относительно внешней среды, т.е. превращающий его в катод, и, как следствие, останавливающий коррозию. Такая защита от ржавчины абсолютна надежна и практически не требует затрат.

На следующем этапе своей исследовательской деятельности Вашинко Д. заинтересовался технологиями, способными экономить энергоресурсы и уменьшить вред окружающей среде. В 2021 г. Вашинко Д. принял участие в государственной программе по повышению энергоэффективности котлов, работающих на местных видах топлива.
Вашинко предложил усовершенствовать работу котлов с помощью созданного им диссипатора, прибора размером 10 х 100 х 200 мм., действующими веществами в котором являются графен и платина. Благодаря этому устройству, на котлах мощностью 1 МВт получили теплоотдачу в 2,5 раза больше, чем при обычном режиме. Диссипатор прошел испытания в БНТУ, в лаборатория модифицированного бетона, а также в научном производственном предприятии «Белкотломащ». Арбитражные приборы зафиксировали невероятный показатель КПД 85% — 105 %. В настоящее время диссипатором оборудованы объекты ЖКХ в Лиде, Полоцке, Витебске, Барановичах. Для автомобилей Д. Вашинко создал гетерогенный контактный катализатор. Результаты работы данного прибора впечатляющие. Предельно допустимая концентрация е вредных химических веществ от ДВС уменьшается с 2,5 мг/м3 до 0,5 – 0,6 мг/м3, а потребление топлива снижается на 30%. На автомобилях, работающих на бензиновых двигателях показатели экономии топлива еще более значительны, там 2,5 л. бензина хватает на 100 км. пробега.

Д. Вашинко не собирается останавливаться на достигнутом, ибо убежден, что каждый инженер должен заниматься техническим творчеством.